Размер:
Цвет:

Вопрос № 3 Бунчук М.А.

О концепции цифровой трансформации
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и плане по ее реализации

Представляемый на заседании Комиссии проект концепции цифровой трансформации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры разработан с учетом основных документов стратегического планирования Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, прежде всего, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и входящих в нее федеральных проектов а также Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года и государственной программы «Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Концепция учитывает методические рекомендации по разработке региональных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», подготовленные Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Проект концепции состоит из 9 разделов и приложения:

1. Глобальные тенденции: обзор передового международного и российского опыта цифровой трансформации.

2. Обзор текущего состояния цифрового развития и современные вызовы цифровой экономики для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (дается анализ условий и основных направлений цифровой трансформации, структурированный с учетом федеральных проектов национальной программы Цифровая экономика, региональных проектов и приоритетных направлений Концепции).

3. Стратегические цели и задачи цифровой трансформации округа

4. Формирование и развитие условий для цифровой трансформации округа (законодательства, регулирования и стандартов; человеческого капитала; НИОКР и инновации в сфере цифровых технологий; благоприятной бизнес-среды для цифровой трансформации; доверия и безопасности в цифровой экономике; цифровой инфраструктуры; цифровых платформ).

5. Приоритетные направления цифровой трансформации государственного сектора округа (государственного управления, здравоохранения, образования)

6. Цифровая трансформация, городов (умные города) округа.

7. Система управления цифровой трансформацией округа.

8. Механизмы реализации концепции.

9. Ожидаемые результаты цифровой трансформации в округе.

Среди глобальных тенденций отмечается, что технологические инновации радикально трансформируют социально-экономические процессы, причем скорость этих изменений возрастает. Основными драйверами цифровой трансформации являются наличие цифровых данных и всеобщая подключенность к широкополосной связи, дополненные в настоящее время расширяющейся экосистемой взаимосвязанных цифровых технологий и платформ. В эту экосистему входят нарождающиеся цифровые технологии третьей волны, такие как технологии искусственного интеллекта, аналитики данных, роботизации, распределенного реестра, виртуальной/дополненной реальности или интернета вещей.

Существенным драйвером, влияющим на социально-экономическое развитие, стали многосторонние цифровые платформы, использующие бизнес-модели, основанные на данных, и обеспечивающие производителям и потребителям возможность создавать обоюдовыгодные ценности, взаимодействуя друг с другом.

Для успеха цифровой трансформации необходимо, наряду с использованием технологических (цифровых) драйверов развития, существенное внимание уделять таким не технологическим (нецифровым) факторам, как государственная политика и регулирование, лидерство и институты, человеческий капитал, деловая среда, НИОКР и инновации, формирование безопасности и доверия.

Процессы цифровой трансформации наряду со значительными возможностями, несут реальные и потенциальные риски. Необходима адаптация государственной политики и законодательства к новой цифровой реальности. Переосмысления требуют такие области политики как: конкуренция и защита прав потребителей, защита данных, налогообложение и трудовые отношения. Требуют нового регулирования взаимодействие между экономическими агентами в рамках цифровых платформ, безопасность и доступ к данным, используемым платформой, стандарты данных и конфиденциальность пользователей привлекают все больше внимания со стороны регуляторов.

Доминирующий экономический и демографический вес городов в современном мире ставит принципиально новые задачи для сферы городского развития. Происходит постепенный пересмотр подходов к управлению городским развитием, которое все больше опирается на передовые технологические решения, цифровую трансформацию и платформизацию.

В оценке текущего состояния цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отмечается, что в округе сформированы основные условия и обеспечена базовая цифровизация экономики и социальной сферы, позволяющие переходить к следующему этапу цифровой трансформации.

В качестве стратегической цели цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы Югры обозначено повышение качества жизни населения, улучшение условий для ведения экономической деятельности организаций и обеспечение эффективности системы государственного и муниципального управления на основе широкомасштабного использования цифровых технологий.

К долгосрочным целям цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы Югры относятся:

­ развитие человеческого капитала и создание условий для жизни и работы населения округа в цифровую эпоху;

­ формирование благоприятных условий для устойчивого развития экономики округа и ведения экономической деятельности организаций на основе использования цифровых технологий;

­ использование цифровых технологий для трансформации основных отраслей экономики, социальной сферы и городской среды;

­ развитие безопасной информационной инфраструктуры для обеспечения цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы.

В качестве главного комплексного показателя достижения поставленных целей цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы Югры предложено использовать интегральный показатель: место Югры в национальном индексе развития цифровой экономики Российской Федерации (рейтинге цифрового развития регионов) – в числе пяти ведущих регионов.

Для достижения поставленных целей в концепции предлагается сосредоточить усилия на формировании благоприятных условий для цифровой трансформации по таким направлениям как государственная политика и регулирование, лидерство и институты, человеческий капитал, деловая среда, НИОКР и инновации, формирование безопасности и доверия. Для каждого из направлений на основе проведенного анализа международного и отечественного опыта определены наборы задач, которые необходимо решить для достижения запланированных измеримых показателей.

Наряду с формированием благоприятных условий, в концепции предлагается выбрать в качестве приоритетных направлений для цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы Югры те из них, которые больше всего затрагивают интересы населения Югры, а именно: государственное управление, образование и здравоохранение. Отдельное направление в концепции занимает цифровая трансформация городов (умные города), что особенно актуально для высокоурбанизированной Югры.

В концепции дан анализ действующей системы управления процессами цифрового развития в Югре и предложены меры по ее дальнейшей модернизации, включающей определение персональных ответственных за цифровую трансформацию на различных уровнях управления и разработку полноценной системы мониторинга процессов цифровой трансформации. Рассмотрены механизмы реализации концепции.

Описано целевое состояние и ожидаемые результаты цифровой трансформации в автономном округе к 2024 году по всем направлениям.  

В качестве приложения включен план мероприятий по реализации концепции цифровой трансформации, который сформирован в соответствии с рекомендациями федеральных органов исполнительной власти, реализующих национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации».
По каждому направлению зафиксированы основные результаты и даны их характеристики, указаны мероприятия со сроками выполнения, которые нужно реализовать для достижения результатов, обозначены контрольные точки и уровень контроля.

Опубликовано: 21.10.2019        Обновлено: 21.10.2019 10:15