Размер:
Цвет:

Вопрос № 2 Гомзяк А.Б.

О подготовке кадров для цифровой экономики
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Сфера образования является одной из ключевых и наиболее перспективных площадок глобальной конкуренции государств за экономическую мощь и политическое влияние в XXI веке. Человек является ключевым элементом Цифровой экономики и двигателем процесса перехода к ней.

Будущий и сегодняшний работник, пользователь, обладающий необходимыми ключевыми компетенциями для эффективной деятельности в условиях Цифровой экономики (в том числе – в сфере образования, культуры, исследований, обороны и безопасности), обращающийся в своей деятельности к цифровой среде и цифровым инструментам как обучающийся и профессионал.

Важнейшей чертой человека, проживающего в среде Цифровой экономики, является то, что это он должен ответственно взаимодействовать с Цифровой демократией, Цифровым правительством (властью), Цифровыми медиа.

Цифровая трансформация экономики требует от миллионов людей новых умений. Приобрести же необходимые навыки помогают новые формы обучения, в первую очередь онлайн-образование.

Одним из важнейших направлений в реализации национальных проектов «Образование и «Цифровая экономика» является внедрение цифровых образовательных платформ, которые позволяют оптимизировать учебный процесс, родителям максимально удобно использовать электронные сервисы для совместного выстраивания индивидуальной траектории обучения своего ребенка. Учителям могут задавать детям индивидуальные домашние задания, что повышает качество учебного процесса, помогает лучше раскрыть способности каждого ребенка. Цифровая экономика требует от системы образования не просто «оцифровки» отдельных процессов, а комплексного подхода, который ставил бы новые цели, менял структуру и содержание образовательного процесса.

В рамках национального проекта «Образование» в Югре запланированы к открытию так называемый ИT-куб и мобильные кванториумы. На этих площадках дети учатся программировать по методикам, разработанным совместно с лидерами ИТ-рынка. В 2019 году в автономном округе запущены 2 новых образовательных проекта: «Яндекс-Лицей» и «Кодвардс». Проекты ориентированы на формирование и развитие навыков программирования у школьников младшего и среднего звена. Например, в проекте «Яндекс.Лицей» наши преподаватели, прошедшие обучение в компании «Яндекс», учат детей программировать на языке Python.

На территории автономного округа функционирует 5 кванториумов: в Радужном, Ханты-Мансийске, Сургуте, Югорске, Нефтеюганске. В квантолабах ведется подготовка детей по программам дополнительного образования по основам программирования и основам использования VR/AR –технологий.

На базе регионального центра «Сириус» в 2019 году организовано 3 смены, посвященных «Бизнес цифре».

Кроме этого, в дошкольных учреждениях автономного округа с детьми всех возрастных групп проводятся занятия по дополнительным образовательным программам IT-направленности (робототехника и конструирование).

Отдельное внимание в Югре уделяется подготовке специалистов по программа среднего профессионального и высшего образования по направлению подготовки укрупненной группы специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подготовку кадров по укрупненной группе специальностей «Информатика и вычислительная техника» осуществляют 14 профессиональных образовательных организаций и 3 образовательные организации высшего образования (СурГУ, ЮГУ, НГУ).

В настоящее время подготовка специалистов ведется по 10 профессиям и специальностям по программам среднего профессионального образования (СПО) и по 3 специальностям по программам высшего образования (ВО):

Высшее образование:

09.03.02 «Информационные системы и технологии»;

09.03.01 «Информатика и вычислительная техника»;

09.03.04 «Программная инженерия»;

Среднее профессиональное образование:

09.01.01 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения»,

09.01.02 «Наладчик компьютерных сетей»,

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»,

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»,

09.02.02 «Компьютерные сети»,

09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»,

09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»,

09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»,

09.02.06 «Сетевое и системное администрирование»,

09.02.07 «Информационные системы и программирование».

Кроме того, обучающиеся, в рамках общеобразовательных программам, осваивают различные IT-компетенции.

В 2019 году образовательные организации приняли на первый курс обучения за счет средств бюджета автономного округа 8835 человек, из них: по программам среднего профессионального образования 5938 абитуриентов и 2897 человек по программам высшего образования.

По УГС «Информатика и вычислительная техника» на первый курс обучения по программам СПО зачислено 557 абитуриентов и 64 абитуриента по договорам об оказании платных образовательных услуг по программам среднего профессионального образования. Образовательные организации высшего образования приняли на обучение 281 чел., из них:

106 чел. – за счет средств бюджета автономного округа,

148 чел. – за счет средств федерального бюджета,

27 чел. – по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Профессиональные образовательные организации осуществляют набор по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с новыми ФГОС СПО ТОП-50, в перечень которых вошли такие специальности как 09.02.07 Информационные системы и программирование, 09.02.06 Сетевое и системное администрирование. По данным специальностям в 2019 году было принято на первый курс 300 чел., всего обучающихся (по состоянию на 1.10.2019) 646 студентов.

В рамках данного проекта на базе БУ «Советский политехнический колледж» и БУ «Югорский политехнический колледж» в 2017, 2018 годах созданы специализированные центры компетенций: «Веб-разработка» и «Прототипирование», оснащенных в соответствии с требованиями мировых стандартов, обеспечивающих доступ обучающихся к высокотехнологичной инфраструктуре и формирующих условия для трансфера этих компетенций.

В целях реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» на территории Ханты-Мансийского автономного

округа – Югры в 2018 году был запущен региональный проект «Кадры для цифровой экономики».

В рамках реализации проекта в 2019 году организован и проведен цикл семинаров по цифровой грамотности для граждан автономного округа, необходимых для освоения ими ключевых компетенций (ответственные – Департамент информационных технологий и цифрового развития автономного округа)

В числе задач проекта регионального проекта «Кадры для цифровой экономики»: создание условий для поддержки и развития талантов в областях математики, информатики, цифровых технологий для развития цифровой экономики, а также для популяризации IT-сферы и профориентации школьников; формирование системы подготовки сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления по компетенциям, востребованным в условиях цифровой трансформации.

В результате реализации проекта к 2021 году будет достигнуто:

-       увеличение количества выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики, с 0 до 2,744 тыс.чел.;

-       увеличение количества специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования, с 0 до 6,2 тыс.чел.

В рамках реализации проекта «Кадры для цифровой экономики» планируется масштабная работа по созданию условий для подготовки кадров цифровой экономики автономного округа, в том числе:

обучение граждан автономного округа различных целевых аудиторий и возраста цифровым компетенциям;

содействие внедрению и сопровождение лучших практик цифровых образовательных технологий;

формирование непрерывной системы подготовки «Школа – Вуз – Производство»;

привлечение в регион высококвалифицированных специалистов IT-сферы.

Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию проекта, составляет 18 000,0 тыс. рублей, в том числе:

2019 год – 3 000,0 тыс. рублей;

Справочно:

2020 год – 3 000,0 тыс. рублей;

2021 год – 3 000,0 тыс. рублей;

2022 год – 3 000,0 тыс. рублей;

2023 год – 3 000,0 тыс. рублей;

2024 год – 3 000,0 тыс. рублей.

Опубликовано: 21.10.2019        Обновлено: 21.10.2019 10:15