Размер:
Цвет:

IT-стойбище

IT-стойбище

На территории нашего округа реализуется проект «IT-стойбище», направленный на обеспечение доступом к интернету представителей коренных малочисленных народов севера (КМНС), проживающих в труднодоступных территориях.

Инициатором подключения стойбищ к интернету выступил Василий Пяк (народность ханты). Именно его стойбище на территории природного парка «Нумто» Белоярского района (на удалении 30 км от ближайшего населенного пункта) стало пилотной площадкой в 2018 году.

В настоящее время на территории округа уже действует 26 IT-стойбищ, благодаря которым доступ к интернету имеет более 2200 человек.

Общественностью КМНС в удалённых территориях традиционного природопользования определяются места организации точек доступа в интернет. В этих территориях устанавливается спутниковое оборудование или оборудование для усиления сотовой связи для организации доступа в интернет. И каждая такая точка доступа или по-другому – каждое «IT-стойбище» рассчитано на несколько стойбищ (в каждом проживает не одна семья), жители которых могут приезжать на место установки этой точки и пользоваться услугой доступа в интернет.

Специально обученные тьюторы проводят обучение цифровой грамотности жителей стойбищ.

Благодаря выходу в интернет жители отдалённых территорий получили возможность пользоваться единым порталом государственных и муниципальных услуг, цифровыми сервисами, общаться в соцсетях. Большой спрос у коренного населения получили онлайн площадки по продажам дикоросов и других национальных продуктов (грибы, орех, оленина и др.).



IT-стойбище

С 2019 года в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре реализуется проект «IT-стойбище. Стойбищная школа-сад», благодаря которому стало возможным обучение детей из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в местах традиционного природопользования, удаленно с применением дистанционных технологий.

«IT-стойбище. Стойбищная школа-сад» - это цифровой образовательный ресурс, для всех ступеней образования. Дети зачисляются в детский сад или школу, но могут выбрать форму удаленного обучения на определенный временной промежуток по заявлению родителей. Образовательная программа включает 4 онлай-курса для детей дошкольного возраста на русском языке.

Для доступа к образовательной платформе на электронную почту одному из родителей высылается уникальный цифровой ключ. Дети изучают материал с участием родителей, выполняя задания в соответствии с их возрастом и индивидуальным расписанием. После проверки задания, успешного прохождения темы ребенок получает доступ к следующему занятию.

IT-стойбище

Педагоги, из числа родителей, работающие в стойбищной школе - саду приняты на работу в образовательную организацию, в которой обучаются их дети, при этом свои трудовые обязанности они выполняют удаленно. Родители обучающихся прошли профессиональную переподготовку по изучению функциональных возможностей цифровой образовательной платформы. Все семьи обеспечены бесперебойным доступом к сети «Интернет» и цифровыми устройствами для обучения (ноутбуки, планшеты, стационарные компьютеры).

Результаты и полученный эффект.

Социальный эффект. Сохранение традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера, создание благоприятного психоэмоционального климата для детей младшего дошкольного и школьного возраста при организации образовательного процесса (дети находятся в семье, что позволяет сохранить традиционные семейные отношения и выровнять стартовые возможности детей, проживающих в удаленных территориях (местах традиционного проживания) с детьми из городской и сельской местностях.

Экономический эффект. Снижение затрат на проживание детей в интернате и их транспортировку к месту обучения. Трудовая занятость родителей, проживающих в удаленных территориях (местах традиционного проживания)IT-стойбище.

Апробация образовательной программы прошла в четырех семьях, в которых обучается 7 детей. По итогам апробации и представленных результатов заявки на участие в проекты поданы от родителей из 9 семей для 15 воспитанников из числа коренных малочисленных народов Севера младшего школьного возраста и 10 обучающихся начальных классов. Сформированная в Югре образовательная модель обучения детей КМНС с сохранением их мест традиционного проживания представлена к дисиминации опытом в Ямало-Ненецком автономном округе, Республике (Саха) Якутия, Финляндия. IT-стойбище

Этот проект получил поддержку Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) (Национальной комиссии ЮНЕСКО В РФ) (письмо от 10.11.2020 №3009) и будет представлен секретариату международной организации «Северный Форум», объединяющей в настоящее время 14 регионов северных стран мира: Российской Федерации, США, Финляндии, Республики  Корея, Исландии.


4