Размер:
Цвет:

Итоговый аналитический отчет за 2019 год

ОТЧЕТ за 2019 год

по подготовке квалифицированных кадров для цифровой экономики,

в том числе по обучению жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ключевым компетенциям цифровой экономики

в рамках государственной программы Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры «Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

(далее – автономный округ, государственная программа)

Главным направлением национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» является создание условий для улучшения качества жизни граждан путем повышения доступности товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий.

В целях реализации государственных инициатив в области цифровой экономики в автономном округе запущен региональный проект «Кадры для цифровой экономики», направленный на обеспечение подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики (далее – региональный проект), участником которого является Депинформтехнологий Югры.

В число основных показателей, составляющих паспорт регионального проекта, а также целевых показателей государственной программы входит и показатель по количеству граждан, прошедших обучение ключевым компетенциям цифровой экономики. На 2019 год данный показатель составил 1000 человек, а всего до 2025 года количество жителей автономного округа, получивших знания по ключевым компетенциям цифровой экономики составит 10 000 человек.

С целью выполнения поставленных задач в 2019 году Депинформтехнологий Югры совместно с Центром IT-компетенций автономного учреждения «Югорский НИИ информационных технологий» (ЮНИИ ИТ) запущен проект «Цифровой гражданин Югры» по созданию условий для повышения цифровой грамотности жителей автономного округа, в том числе при использовании Интернет-ресурсов.

Повышение цифровой грамотности жителей автономного округа

рис 1.pngФормирование компетенций в области цифровой экономики требует от граждан новых знаний и умений, которые необходимы для эффективного и безопасного использования цифровых технологий. Но, понятно, что самостоятельно освоить очень непростые навыки могут не все граждане. Поэтому в текущем году было организовано переобучение преподавателей учебных курсов по вновь разработанной программе «Цифровой куратор центра общественного доступа» для дальнейшего проведения ими обучения жителей автономного округа цифровой грамотности.

Целевую аудиторию данной программы составили сотрудники центров общественного доступа централизованных библиотечных систем городских округов и муниципальных районов автономного округа, уже имеющие знания основ цифровой грамотности и навыки использования ресурсов и сервисов цифровой экономики. Задача цифровых кураторов заключается в организации системной работы по консультированию и обучению граждан базовым компетенциям цифровой экономики.

Описание программы размещено на сайте Департамента в разделе IT-проекты – «Цифровой гражданин Югры» – учебные программы (https://depit.admhmao.ru/it-proekty/).

Количественное распределение слушателей программы

«Цифровой куратор центра общественного доступа»

в разрезе городских округов и муниципальных районов


рис 2.png

Обучение цифровых кураторов проходило в дистанционной форме вебинара 12 учебных дней (30 часов). Записи вебинаров размещены на портале «Цифровой гражданин Югры» (http://eduhmao.ru/obuchenie/prepodavatelyam). Вопросная база итогового тестирования содержала 30 вопросов.

После прохождения итогового тестирования на образовательном портале ЮНИИ ИТ (https://do.uriit.ru) сертификат цифрового куратора центра общественного доступа получили 162 сотрудника библиотек городских округов и муниципальных районов автономного округа.


рис 3.jpg

В учебном процессе было задействовано 85 библиотек централизованных библиотечных систем муниципальных образований автономного округа, культурных и библиотечно-музейных центров. Список цифровых кураторов и библиотек, на базе которых проводилось обучение, размещен на портале «Цифровой гражданин Югры» (http://eduhmao.ru/tutors).

Обучение жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

С учетом требований к компетенциям цифровой экономики проведена системная работа по корректировке, обновлению и расширению 2-х учебных программ: «Основы цифровой грамотности»; «Ресурсы и сервисы цифровой экономики», а также разработана новая учебная программа «Основы безопасной работы в сети Интернет» для обучения югорчан безопасной работе с онлайн-сервисами, умению распознавать кибер-мошенничество, и защищать свои персональные данные.

Описание учебных программ размещено на портале «Цифровой гражданин Югры» в разделе «Обучение граждан», «Очные курсы» (http://new.eduhmao.ru).

Количественное распределение слушателей учебных программам

«Основы цифровой грамотности» – 230 человек;

«Ресурсы и сервисы цифровой экономики» – 520 человек;

«Основы безопасной работы в сети Интернет» – 150 человек.

Всего по данным программам обучение прошли 900 жителей автономного округа различных социальных групп, возрастов и категорий занятости, в том числе: работники бюджетной и социальной сферы (образование, культура, здравоохранение) – 297 чел., а также 5 чел. пред-пенсионного возраста (всего 302); молодые граждане в возрасте до 35-ти лет и студенты – 50 чел.; пенсионеры – 429 чел., 340 из которых являются неработающими пенсионерами.

Всего, с учетом обученных цифровых кураторов (162 чел.), обучение ключевым компетенциям цифровой экономики прошли 1062 человека.

Методическое обеспечение учебного процесса

По заказу Депинформтехнологий Югры в Центре IT-компетенций Югорского НИИ информационных технологий по всем учебным программам разработаны, и изготовлены новые учебно-методические материалы – рабочие тетради, предназначенные для самостоятельной работы слушателей с целью закрепления теоретического материала, а также формирования практических умений и навыков при подготовке к прохождению итогового тестирования.

рис 4.png

Также в текущем году с учетом требований к компетенциям цифровой грамотности проведена корректировка всего учебно-методического комплекса по программам обучения: актуализированы лекции, практикумы, презентации, памятки, инфографики. С учетом новых тенденций скорректированы вопросные базы для итогового тестирования по программам: «Основы цифровой грамотности»; «Ресурсы и сервисы цифровой экономики» – по 30 вопросов; «Основы безопасной работы в сети Интернет» – 15 вопросов. Материалы курсов изложены простым, доступным языком с практическими примерами из повседневной жизни и понятны даже неопытным пользователям.

 рис 5.jpg рис 6.png рис 7.png

Данные материалы размещены на портале «Цифровой гражданин Югры», новая версия которого была создана в 2019 году Югорском НИИ информационных технологий (http://new.eduhmao.ru).

Самостоятельное обучение

Для увеличения количества граждан, получивших цифровые навыки и компетенции на портале «Цифровой гражданин Югры» (http://new.eduhmao.ru) организована возможность самостоятельного прохождения обучения.

Всего самостоятельно по разработанным дистанционным курсам (онлайн) прошли обучение – 237 чел., из них по программам: «Планшет для начинающих» – 202 чел.; «Мобильные приложения» – 12 чел.; «Основы информационной безопасности» – 7 чел.; «Цифровая экономика» – 16 чел.  

Кроме того, по указанным программам самостоятельно прошли практикумы – 45 человек.

Для родителей на портале размещены «Интерактивная викторина по
IT-компетенциям» и тест на тему «Безопасность ребенка в сети Интернет», позволяющие проверить уровень цифровой грамотности.

Информация о местах проведения обучения

Обучение жителей автономного округа цифровой грамотности проводилось в очной форме, на бесплатной основе, в специально оборудованных компьютерных классах, подключенных к сети Интернет, расположенных в центрах общественного доступа, созданных на базе общедоступных библиотек. Всего было задействовано 68 библиотек, в которых проучилось 666 человек из общего числа слушателей.

Также обучение проходило в компьютерных классах, размещенных в образовательных организациях (СОШ; ВУЗ), в которых обучение прошли 72 человека (НВГУ г. Нижневартовск; СОШ № 1 г. Покачи).

В компьютерных классах: 3-х центров культуры и спорта (Лангепас, Пыть-Ях, Талинка); 1-го культурно-досугового центра (Игрим); 1-го комплексного центра социального обслуживания населения (Урай); 1-го библиотечно-музейного центра (Радужный) обучение прошли 162 человека.

Формирование групп. Продолжительность обучения

Формирование групп слушателей по всем программам обучения проводилось с учетом плотности населения и с учетом заявок муниципалитетов, а также при содействии сотрудников централизованных библиотечных систем и комплексных центров социального обслуживания населения муниципальных образований автономного округа. Количество слушателей в группах соответствовало количеству автоматизированных рабочих мест, и составляло не более 12 человек в группе. Каждый слушатель работал на отдельном компьютере, имеющем доступ в сеть Интернет.

Продолжительность обучения в разрезе учебных программ составляла:

«Основы цифровой грамотности» –38 академических часов;

«Ресурсы и сервисы цифровой экономики» – 28 академических часов;

«Основы безопасной работы в сети Интернет» – 12 академических часов.

Итоговое тестирование

После успешного прохождения итогового тестирования на образовательном портале ЮНИИ ИТ (https://do.uriit.ru) слушателям вручались сертификаты о прохождении обучения.

Слушателей, отказавшихся от прохождения итогового тестирования или не сдавших тесты, не было, что говорит об эффективности проведенного обучения.

 рис 8.png рис 9.png рис 10.png

География обучения

Обучение по всем программам проходило в 22 городских округах и муниципальных районах автономного округа, с охватом от 3 до 8 сельских поселений муниципальных районов. Всего было охвачено более 50-ти населенных пунктов автономного округа, в том числе и 24 труднодоступных населенных пункта 7 муниципальных районов.

В отдаленных населенных пунктах обучение прошли 190 человек.

Наименование муниципального района автономного округа

Кол-во человек

Процентное соотношение

Белоярский район (Белоярский, Сорум, Казым)

38

20,00%

Березовский район (Березово, Игрим, Саранпауль, Приполярный, Няксимволь)

48

25,26%

Кондинский район (Кондинское, Куминский, Луговой)

11

5,79%

Нижневартовский район (Новоаганск, Варьеган, Охтеурье)

16

8,42%

Октябрьский район (Приобье, Талинка, Уньюган, Мал.Атлым)

37

19,47%

Сургутский район (Сытомино)

2

1,05%

Ханты-Мансийский район (Горноправдинск, Кедровый, Красноленинский, Селиярово, Цингалы)

38

20,00%

Всего

190

100%

Количественное распределение слушателей

в разрезе городских округов и муниципальных районов

Распределение количественной квоты в разрезе муниципальных образований автономного округа проводилось с учетом заявок, поступивших от муниципалитетов.

№ п/п

Городские округа и муниципальные районы

автономного округа

Кол-во жителей, прошедших обучение

Программы обучения

«Цифровой куратор центра общественного доступа»

«Основы цифровой грамотности»

«Ресурсы и сервисы цифровой экономики»

«Основы безопасной работы в сети Интернет»

1

Когалым

41

3

8

24

6

2

Лангепас

42

4

8

24

6

3

Мегион

43

5

8

24

6

4

Нефтеюганск

46

3

10

24

9

5

Нижневартовск

49

5

10

24

10

6

Нягань

43

5

8

24

6

7

Покачи

39

1

8

24

6

8

Пыть-Ях

43

5

8

24

6

9

Радужный

40

2

8

24

6

10

Сургут

55

11

10

24

10

11

Урай

42

1

8

24

9

12

Ханты-Мансийск

56

12

10

24

10

13

Югорск

42

4

8

24

6

14

Белоярский район

49

11

10

22

6

15

Березовский район

52

4

18

24

6

16

Кондинский район

64

19

17

22

6

17

Нефтеюганский район

54

14

10

24

6

18

Нижневартовский

район

48

8

10

24

6

19

Октябрьский район

60

13

17

24

6

20

Советский район

50

12

10

22

6

21

Сургутский район

62

16

16

24

6

22

Ханты-Мансийский район

42

4

10

22

6

Всего

1062

162

230

520

150

рис 11.png

Распределение слушателей по возрасту

Обучение цифровой грамотности было актуально для всех возрастных категорий (от 16 до 84 лет), но наибольшую активность проявили граждане в возрасте старше 50-ти лет – 484 чел.(53,78%), это чуть более половины всех обучавшихся слушателей. Возрастная категория слушателей старше 65-ти лет составила 181 чел.(20,11%), а старше 70-ти лет – 64 чел.(7,11%). Освоили программы обучения и успешно прошли итоговое тестирование и слушатели преклонного возраста, старше 80-ти лет – 10 чел.(1,11%).

Учитывая данный факт, можно говорить о правильном определении целевых аудиторий по всем учебным программам.


Возрастные категории

Всего человек

Процентное соотношение

Программы обучения

«Основы цифровой грамотности»

«Ресурсы и сервисы цифровой экономики»

«Основы безопасной работы в сети Интернет»

до 20 и 20 лет

36

4,00

1

28

7

21 – 30 лет

75

8,33

6

53

16

31 – 40 лет

157

17,44

16

106

35

41 – 50 лет

148

16,44

29

102

17

51 – 60 лет

199

22,11

60

108

31

61 – 65 лет

135

15,00

50

61

24

66 – 70 лет

86

9,56

37

35

14

старше 70-ти лет

64

7,11

31

27

6

Всего

900

100%

230

520

150


рис 12.png

Гендерное распределение слушателей

Из общего количества слушателей, прошедших обучение (900чел.), женщины составили 748 чел. (83,11%). Мужчин, прошедших обучение, почти в 5 раз меньше – 152 чел. (16,89%).

Женщины активно принимают участие в обучении цифровой грамотности, и составляют основную массу слушателей. Цифровая компетентность женщин в настоящее время – это не только возможность получения ими образования и дальнейшего трудоустройства в дистанционном формате, без отрыва от семьи и детей, но и в целом является важнейшим фактором радикального изменения качества их жизни в других областях, в соответствии с их окружением и потребностями.

рис 13.png

Количественное распределение мужчин и женщин

в разрезе учебных программ

«Основы цифровой грамотности»: женщин – 191(83%), мужчин – 39 (17%)

«Ресурсы и сервисы цифровой экономики»: женщин – 436(83,8%), мужчин–84 (16,2%)

«Основы безопасной работы в сети Интернет»: женщин – 121(80,7%), мужчин – 29(19,3%)

Распределение слушателей по социальным категориям

Целевой аудиторией программы «Основы цифровой грамотности» стали жители из числа льготных категорий граждан: неработающие пенсионеры – 140 чел.(60,9%); работающие пенсионеры – 35 чел.(15,22%); люди с ограниченными возможностями здоровья – 8 чел.(3,48%); представители коренных малочисленных народов Севера – 8 чел.(3,48%); безработные – 17 чел.(7,39%); многодетные и малоимущие граждане – 22 чел.(9,57%). Неработающие пенсионеры были самой многочисленной категорией граждан, прошедших обучение данной программе.

Целевой аудиторией программы «Ресурсы и сервисы цифровой экономики» стали: работники бюджетной и социальной сферы – 242 чел.(46,5%), граждане пред-пенсионного возраста – 2 чел.(0,4%); студенты образовательных организаций – 33 чел.(6,3%); молодые граждане в возрасте до 35 лет – 5 чел.(1,0%); граждане льготных категорий – 238 чел.(45,8%). Основную часть слушателей из числа льготных категорий граждан составили пенсионеры – 189 чел.(36,3%).

Целевой аудиторией программы «Основы безопасной работы в сети Интернет» стали: работники бюджетной и социальной сферы (образование, культура, здравоохранение) – 55 чел.(36,7%); студенты образовательных организаций – 7 чел.(4,7%), граждане пред-пенсионного возраста – 3 чел.(2,0%); молодые граждане в возрасте до 35 лет – 5 чел.(3,3%); граждане льготных категорий – 80 чел. (53,3%). Пенсионеры – 65 чел.(43,3%) составили больше половины участников данных курсов.

Общее распределение слушателей по социальным категориям

Социальные категории слушателей, прошедших обучение

Кол-во человек

Процентное соотношение

Программы обучения

«Основы цифровой грамотности»

«Ресурсы и сервисы цифровой экономики»

«Основы безопасной работы в сети Интернет»

Пенсионеры ВСЕГО, из них:

429

47,67

175

189

65

неработающие пенсионеры

340

37,78

140

144

56

работающие пенсионеры

89

9,89

35

45

9

граждане пред-пенсионного возраста

5

0,56

0

2

3

Работники бюджетной и социальной сферы

(образование, культура, здравоохранение)

297

33,00

0

242

55

Молодые граждане в возрасте до 35 лет

10

1,11

0

5

5

Студенты

40

4,44

0

33

7

Льготные категории граждан: инвалиды, безработные, малоим., многодет., КМНС

119

13,22

55

49

15

Всего

900

100%

230

520

150

Как видно из показателей, самой многочисленной частью слушателей всех учебных программ являются пенсионеры – 429 чел. (47,67%). Для данной категории слушателей полученные знания цифровой грамотности в значительной степени повысят социальную адаптацию к современной информационной среде, а навыки использования информационно-коммуникационных технологий помогут организовать жизнь в цифровом обществе, сохранив активные позиции.

Хотелось бы отметить, что повысился процент работников бюджетной и социальной сферы (образование, культура, здравоохранение) со
177 чел. (17,49%) в 2018 году до 297 чел. (33%) в текущем году. Это говорит о том, что работающие граждане стремятся повысить свою грамотность в области ИКТ, так как уже сегодня цифровая грамотность гражданина является необходимым критерием для приема на большинство имеющихся вакансий на рынке труда.

Слушателями учебных программ также были и молодые граждане до 35 лет – 50 чел. (5,55%), в том числе и студенты. Для молодой и активной аудитории особенно актуальна тема безопасной работы в Интернете.    

рис 14.png

Распределение слушателей по уровню образования

Слушатели учебных программ имели разный уровень образования от среднего до высшего. Большее количество слушателей имели высшее образование – 387 чел. (43%); немногим меньше – 354 чел. (39,33%) слушателей со средне-специальным образованием. Среднее (общее) образование имели 130 чел. (14,44%) и 29 чел. (3,22%) – незаконченное высшее образование.

Исходя из этого, можно предположить, что граждане, имеющие высшее образование, хотя и имеют достаточную базу знаний, но все-таки стремятся поднять свой уровень образования именно в цифровой грамотности.

Уровень образования

Кол-во человек

Процентное соотношение

Программы обучения

«Основы цифровой грамотности»

«Ресурсы и сервисы цифровой экономики»

«Основы безопасной работы в сети Интернет»

начальное, неполное среднее, среднее

130

14,44

25

81

24

среднее специальное

354

39,33

130

174

50

незаконченное высшее

29

3,22

14

11

4

высшее

387

43,00

61

254

72

Всего

900

100%

230

520

150

рис 15.png

Отзывы слушателей. Применение полученных навыков

По окончании обучения, все слушатели учебных программ прошли оценочное анкетирование, и оставили свои отзывы, которые показали, что цифровая грамотность – это нечто большее, чем просто использование компьютера и общение по электронной почте или в социальных сетях, но и умение пользоваться современными гаджетами и сервисами. Цифровая грамотность – это возможность применить информационно-коммуникационные технологии для улучшения сегодняшней жизни граждан в соответствии с их потребностями.

Диапазон применения слушателями полученных после обучения навыков достаточно широк. Но из общего числа слушателей самый большой процент составляют те слушатели, которые планируют использовать полученные знания для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде – 378 чел. (42,00%), чуть меньше 337 чел. (37,44%) – для поиска информации и общения в социальных сетях.

рис 16.png

Полученные знания и навыки

В процессе обучения слушатели учебных семинаров получили знания и навыки использования различных цифровых ресурсов (цифровое потребление); навыки эффективного пользования технологиями (цифровые компетенции); знания мер предосторожности, которые необходимы пользователям для гарантирования их безопасности в цифровом мире (цифровая безопасность/безопасность в сети Интернет), что в целом и составляет индекс цифровой грамотности.

Полученные знания позволят в дальнейшем пользоваться компьютерными устройствами, поисковыми системами, различными онлайн-сервисами, мобильными приложениями более активно и уверенно, причем с соблюдением мер предосторожности, позволяющими обезопасить себя от мошеннических действий при проведении Интернет-транзакций и в целом при работе в сети Интернет. Особое внимание на семинарах уделялось «социальной инженерии», слушатели приобрели навыки по предупреждению ситуаций, связанных с обманом в сети Интернет и по телефону. Слушатели отметили высокую значимость и полезность учебных семинаров. Все слушатели не только прошли процедуру регистрации на Едином портале государственных и муниципальных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru/), но и создали свой «личный кабинет» на портале гос. услуг. Также слушатели узнали о новых сервисах и ресурсах; научились пользоваться мобильными приложениями, и узнали о преимуществах использования современных гаджетов.

Опыт организации обучения стал полезен не только слушателям, но и организаторам, поскольку реализуемые программы обучения должны не только отвечать требованиям современного социума, но и обеспечивать индивидуальные потребности слушателей учебных семинаров.

Информационная поддержка проекта

В течение всего периода проведения обучения проводилась информационная поддержка проекта.

В мероприятия информационной поддержки входило размещение новостных материалов о проведении обучения жителей автономного округа на официальном сайте Депинформтехнологий Югры (https://depit.admhmao.ru); подведомственном учреждении автономном учреждении «Югорский НИИ информационных технологий» (http://www.uriit.ru); на портале «Цифровой гражданин Югры» (http://new.eduhmao.ru); на портале Открытого Правительства Югры (https://myopenugra.ru).

 рис 17.png рис 18.png

Информирование жителей проводилось через средства массовой информации (региональные и муниципальные СМИ); бюджетные учреждения (информационные стенды центров общественного доступа общедоступных библиотек ЦБС автономного округа); социальные службы (комплексные центры социального обслуживания населения). Также информация об обучении размещалась и на сайтах муниципальных образований.

 рис 19.png рис 20.png

  

Также во время радио и тв эфиров (https://ugra-tv.ru/news/society/chislo) и в социальных сетях Депинформтехнологий Югры и Югорского НИИ информационных технологий (https://vk.com/uriit?w=wall-75562652_622%2Fall; https://www.facebook.com/UgraIT/posts/3090534667627213/).

  

 рис 21.png рис 22.png

 

Всего проведено 34 информационных публикаций.

Иные мероприятия по подготовке квалифицированных кадров

для цифровой экономики

Депинформтехнологий Югры реализует и иные мероприятия, направленные на подготовку квалифицированных кадров для цифровой экономики.

С целью формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию в текущем году запущены два образовательных проекта: «Яндекс-Лицей» и «Кодвардс», ориентированные на формирование и развитие навыков программирования у школьников младшего и среднего звена. Всего по двум проектам открыто 17 региональных площадок в городах: Белоярский, Лангепас, Нижневартовск, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск. В данных проектах обучение навыкам программирования пройдут более 400 школьников.

Также, с целью формирования системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний; приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики, Депинформтехнологий Югры на базе «Югорского НИИ информационных технологий» организовано обучение программе: «Цифровая трансформация в муниципальном управлении». Всего, дистанционно и очно прошли обучение 34 чел. из числа представителей муниципалитетов, ответственных за цифровую трансформацию отраслей городского хозяйства, градостроительства и архитектуры.

Кроме этого, на базе РАНХиГС повышение квалификации по двум программам: «Основы цифровой трансформации и цифровой экономики: технологии и компетенции»; «Компетенции и технологии, востребованные в государственном и муниципальном управлении в условиях цифровой трансформации» прошли еще 91 чел. из числа государственных гражданских служащих и муниципальных служащих органов местного самоуправления округа.

Планы на будущее

В 2020 году Депинформтехнологий Югры в рамках государственной программы планирует продолжить работу проекта «Цифровой гражданин Югры» и обучить цифровой грамотности 1500 жителей автономного округа. Также планируется продолжить обучение школьников языкам программирования по проекту «Кодвардс» и расширить географию площадок образовательного проекта «Яндекс.Лицей».

Опубликовано: 24.12.2019        Обновлено: 21.01.2020 09:43