Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

О проекте

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННЫЙ ГРАЖДАНИН»

Повышение грамотности населения в области информационных технологий – одно из основных направлений реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы , а также Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года.

Реализуемые государственные инициативы в области информатизации позволяют предоставить всем, независимо от пола, возраста, социального положения и физических возможностей доступ к информационным ресурсам. Это расширяет мобильность граждан, привлекает население к взаимодействию с органами государственной власти через Интернет, создает условия для роста и развития электронного бизнеса. В этой связи, особую важность приобретает вопрос массового обучения граждан компьютерной грамотности, решить который призван проект «Электронный гражданин».

Проект по обучению основам компьютерной грамотности «Электронный гражданин» реализуется на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 2006 года при поддержке Правительства автономного округа.

Программа обучения включает 2 этапа:

I этап: курс «Электронный гражданин» – обучение базовым навыкам и знаниям работы с ИКТ (работа с текстом, поиск и обработка информации, навигация в сети Интернет, работа с электронной почтой), а также знакомство с сервисами электронного государства. В 2012 году учебник «Электронный гражданин» был дополнен IX главой «Ресурсы электронного государства», а в 2014 году – разделом «Ресурсы и сервисы электронного государства», который ежегодно обновляется новыми информационными материалами по теме «Государственные и муниципальные услуги в Югре» (памятки, инфографика, пошаговые инструкции и т.д.).

Курс применяется для льготных категорий граждан: пенсионеров, безработных, малоимущих, многодетных, представителей коренных малочисленных народов Севера и других льготных категорий.

           II этап: курс «Электронная коммерция» – получение знаний и практических навыков по полному циклу ведения бизнеса через Интернет, включая получение услуг через «личный кабинет».

           Курс рассчитан на различные группы: студентов выпускных курсов, представителей малого и среднего бизнеса, граждан пенсионного возраста, людей с ограниченными возможностями здоровья, безработных граждан и представителей коренных малочисленных народов Севера.

Следующим направлением проекта является разработанный в 2012 году Депинформтехнологий Югры курс «Эффективное использование сервисов электронного правительства».

   Данный курс рассчитан, прежде всего, на слушателей, уже имеющих базовые навыки работы на компьютере и знакомит с общей концепцией электронного правительства, с Интернет-ресурсами органов власти Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Слушатели изучают возможности, предоставляемые порталом государственных услуг Российской Федерации (www.gosuslugi.ru) и его региональным сегментом.

        Слушателями курса могут стать: работники бюджетной сферы (образование, культура, здравоохранение), работники социальных служб, студенты образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, а также льготные категории граждан.

В 2016 году слушателям курса «Эффективное использование сервисов электронного правительства» представилась возможность пройти обучение по обновленным учебным материалам. Дополнительно рассмотрены электронные услуги, предоставляемые ОАО «РЖД», личные кабинеты Почты России и федеральной налоговой службы, продемонстрированы возможности автоматизированной информационной системы управления транспортом Югры, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

С целью популяризации портала гос. услуг в ноябре 2016 года на базе Государственной библиотеки Югры совместно с администрацией города Ханты-Мансийска при поддержке Депинформтехнологий Югры для учащихся старших классов прошел урок «Возможности портала гос. услуг для старшеклассников», в котором приняло участие около 30 школьников. Ребята прошли регистрацию на Едином портале государственных и муниципальных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru/) и смогли посмотреть свою успеваемость посредством электронного дневника. Также для ребят сотрудниками библиотеки была организована презентация информационных ресурсов Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.

Обучение проводят подготовленные и сертифицированные преподаватели (тьюторы). С целью подготовки сертифицированных тьюторов Депинформтехнологий Югры организует обучение специалистов в данном направлении по программам «e-Citizen – Электронный гражданин», «Электронная коммерция» и по курсу «Эффективное использование сервисов электронного правительства».

Всего с 2010 года по 2017 год включительно в автономном округе сертификат преподавателя (тьютора) получили 385 человек, из них по программе «e-Citizen – Электронный гражданин» – 218 человек (в 2017 году – 24 человека), по программе «Электронная коммерция» – 96 человек, по курсу «Эффективное использование сервисов электронного правительства» – 71 человек (в 2017 году – 56 человек).

В помощь преподавателям (тьюторам) разработано методическое пособие программы «Электронный гражданин», основанное на международном стандарте ECDL – Европейские компьютерные права.

Обучение проводится на безвозмездной основе, в очной форме, в специально оборудованных стационарных компьютерных классах, подключенных к сети Интернет, созданных в центрах общественного доступа (общедоступные библиотеки, музеи и т.д.), центрах занятости населения, в образовательных организациях, компьютерных центрах и центрах социального обслуживания населения городских округов и муниципальных районов автономного округа.

   Качество знаний, полученных в ходе обучения, подтверждается независимым тестом, который слушатели проходят по окончанию обучения. При успешной сдаче теста слушатель получает сертификат «Паспорт электронного гражданина».

Также с 2012 по 2014 годы Депинформтехнологий Югры было организовано бесплатное обучение компьютерной грамотности жителей Югры с ограниченными возможностями здоровья по программе «Основы компьютерной грамотности: MS Windows 7 и Интернет (для слепых и слабовидящих людей)». 

Обучение проходило посредством он-лайн занятий с использованием программы «Skype» в специализированных центрах общественного доступа, оснащенных Брайлевским оборудованием и специализированным программным обеспечением (программа синтезаторов речи).

Всего с 2012 по 2014 годы обучение прошли 74 человека, из них 34 слушателя с ограниченными возможностями здоровья и 40 человек – сотрудников ЦОД и социальных служб. По окончанию обучения слушатели проходят зачетное собеседование в режиме он-лайн трансляции на соответствие полученных знаний требованиям стандарта учебной программы. Сотрудники ЦОД, прошедшие обучение, в дальнейшем смогут самостоятельно работать в качестве преподавателей-консультантов со слепыми и слабовидящими людьми, желающими освоить работу на компьютере и в сети Интернет.

В 2013 году Ханты-Мансийский автономный округ – Югра стал победителем в номинации «Лучшая организация обучения» по итогам всероссийского конкурса региональных образовательных программ «Информационные технологии для старшего поколения» (организатор – «Экспертный центр электронного государства»).

Кроме того, с целью развития проекта, в 2013 году Депинформтехнологий Югры был создан портал «Электронный гражданин Югры» (http://www.eduhmao.ru). На портале размещен полный видеокурс из шестидесяти серий программы     «Электронный гражданин», включающий три тематических блока: «Основы работы с компьютером», «Информационное общество» и «Электронное государство», а также аудио-курс, адаптированный к потребностям слепых и слабовидящих людей и видеокурс, предназначенный для слабослышащих граждан, организована электронная запись на курсы.

Для максимального расширения аудитории обучаемых граждан с 2014 года видеокурс «Электронный гражданин» регулярно транслируется на телеканале «Югра».

Также на портале размещены видеоматериалы по государственным услугам «Югра в цифрах», «Что такое гос. услуги», «Регистрация на gosuslugi.ru» и др.

В разделе для школьников размещены видео-курс «Государственные услуги для детей», путеводитель по истории родного края, памятка по работе с порталом гос. услуг. В детском разделе – методические рекомендации по организации работы в сети Интернет детей и подростков.

В разделе для преподавателей размещено методическое пособие «Обучение пожилых людей». С помощью портала появилась возможность проведения вебинаров для тьюторов и лиц, ответственных за обучение.

Регулярно в разделе «Отзывы» размещаются отзывы слушателей, прошедших обучение; фотоматериалы с мест обучения; обновляется база лучших преподавателей (тьюторов); размещаются новостные ленты об организации обучения, а также информация о популярных государственных услугах, переведенных в электронный вид.

В 2015 году портал «Электронный гражданин Югры» стал победителем III Всероссийского конкурса проектов региональной информатизации «ПРОФ-IT» в номинации «Популяризация и продвижение сервисов электронного правительства».

В 2017 году на портале размещены обновленные интерактивные практикумы по программе «Электронный гражданин» и курсу «Эффективное использование сервисов электронного правительства», а также обновлены лекционные материалы учебных программ.

С целью информирования югорчан о российском ПО на портале размещено учебное пособие по работе с пакетом офисных приложений «МойОфис». Для популяризации получения государственных услуг в электронном виде на портале размещаются обновленные обучающие материалы (инфографика, обучающие ролики, пошаговые инструкции и другие ресурсы), посвященные получению государственных услуг посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru/).

С 2015 года Депинформтехнологий Югры организует обучение основам компьютерной грамотности неработающих пенсионеров, за счет субсидии, предоставляемой из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Так, в 2015 году прошли обучение 141 неработающий пенсионер, в 2016 году – 102 неработающих пенсионера. Из 243 неработающих пенсионеров 80 человек старше 65-ти лет. Обучение проходило на базе образовательных организаций автономного округа.

В 2017 году организация обучения жителей автономного округа основам компьютерной грамотности по программе «Электронный гражданин» и курсу «Эффективное использование сервисов электронного правительства» проходила в рамках реализации мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 – 2020 годы».

В 2017 году обучение прошли 1000 жителей автономного округа, из них по программе «Электронный гражданин» – 500 человек, по курсу «Эффективное использование сервисов электронного правительства» – 500 человек. Из общего числа обученных – 580 пенсионеров, из них 152 человека старше 65 лет, 57 человек старше 70 лет.

Кроме того, с 2013 года Депинформтехнологий Югры ежегодно безвозмездно передает по заявкам централизованных библиотечных систем автономного округа учебно-методические комплекты «Электронный гражданин» для самостоятельной организации обучения в центрах общественного доступа, созданных на базе общедоступных библиотек.

Так, всего с 2013 по 2017 годы силами сотрудников общедоступных библиотек обучено 1871 житель автономного округа, в том числе 1437 пенсионеров. В 2017 году силами сотрудников библиотек обучено 419 человек, в том числе 333 пенсионера.

Всего с начала реализации проекта (с 2006 года) по обучающим программам, включая обучение использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности было обучено свыше 86 000 человек, в том числе более 24 000 пенсионеров.

Из общего количества жителей, обученных в рамках реализации мероприятия государственной программы, наибольшее количество составили жители, прошедшие обучение, по программе «Электронный гражданин» – это 36 779 человек; по программе «Электронная коммерция» – 9 318 человек; по курсу «Эффективное использование сервисов электронного правительства» – 10 871 человек.

В 2018 году Депинформтехнологий Югры продолжит вести целенаправленную и системную работу по повышению компьютерной грамотности жителей автономного округа, доступности для них информационных технологий. Объем бюджетных ассигнований, отведенных на реализацию в 2018 году мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года позволит обучить 1000 жителей автономного округа по программе «Электронный гражданин» и курсу «Эффективное использование сервисов электронного правительства».

Также в 2018 году будет продолжена работа по развитию новых учебных программ и обновлению курса «Эффективное использование сервисов электронного правительства» для различных категорий граждан, и развитию учебного пособия для югорчан по работе с российским или свободно распространяемым офисным программным обеспечением (на примере LibreOffice).

Опубликовано: 21.11.2016 09:42        Обновлено: 31.08.2018 16:31