Размер:
Цвет:

Реализация положений пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о запрете получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридичес

В силу пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 7 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) говорится о том, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе: получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.

Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Следует заметить, что помимо законов, устанавливающих ответственность и вводящих запреты на передачу в адрес чиновников каких-либо материальных ценностей, есть и нормы, разъясняющие, какие подарки все же допустимо дарить.

Речь идет прежде всего о статье 575 ГК РФ, которая содержит не только запреты, но и разъясняет, какие подарки не подпадают под запрет.

Так, на основании данной статьи дарение не допускается в том числе:

лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальные должности;

государственным, муниципальным служащим.

Но согласно пункту 1 статьи 575 ГК РФ этот запрет не распространяется в отношении обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

Таким образом, для соблюдения требований закона подарок должен отвечать двум критериям:

относиться к категории «обычных подарков»;

его стоимость не должна превышать 3 тысяч рублей

 

Между тем, соблюдение этих правил на практике оказывается не столь простым. Во-первых, законодательство не содержит каких-либо разъяснений, что же является «обычным подарком», а что нет. Нет в законодательстве и определения для самого понятия «подарок». Пытаясь избежать имеющейся правовой неопределенности, некоторые предпочитают считать, что к категории «обычных подарков» следует относить любые подарки, стоимость которых не превышает 3 тысяч рублей.

 

Обычные и необычные подарки

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своих определениях от 14.05.2007 № 5275/07 по делу № А40-33611/06-85-249 и № 5271/07 по делу № А40-33612/06-43-261 обратил внимание, что из смысла статьи 575 ГК РФ следует, что отношения сторон можно квалифицировать как дарение, только если будет установлено намерение одной стороны передать другой стороне имущество в качестве дара. Тем самым он не поддержал достаточно популярное до недавних пор мнение, что действие ст. 575 ГК РФ распространяется в том числе на предоставляемые бесплатно работы и услуги.

Положения статьи 575 ГК РФ по ее смыслу также не могут применяться к возмездным в какой-либо степени сделкам. Признаком договора дарения служит отсутствие какого бы то ни было встречного удовлетворения (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.12.2006 № 11659/06 по делу № А42-422/2005).

Также не является дарением:

операция по внесению участником вклада в имущество организации;

предоставление скидки к оплате товара, работы или услуги.

Однако следует учесть, что безвозмездной передачей имущества, а значит и дарением, возможно считать скидку или премию, предоставленную:

путем одностороннего заявления продавца об освобождении от обязанности выплатить определенную сумму долга, если покупатель в той или иной форме даст согласие получить предоставленное, в особенности при отсутствии в тексте заключенного ими договора принципов и правил, при наступлении (соблюдении) которых предоставляется скидка (изменяется цена договора);

путем передачи товара в виде скидки или бонуса (без оплаты его стоимости) за выполнение покупателем договорных обязательств (например, получение бесплатного сувенира от компании в случае заказа партии товара);

после истечения срока действия обусловившего скидку договора.

Согласно статье 128 ГК РФ к имуществу относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права.

Таким образом, предусмотренные статьей 575 ГК РФ запреты применяются в также в случаях дарения векселя, по которому векселедатель принимает на себя обещание передать деньги в дар в будущем времени (при предъявлении векселя к оплате).

Не признаются имуществом, а значит не могут признаваться подарком в смысле статьи 575 ГК РФ, также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Под «обычными подарками», как правило, понимаются букет цветов, коробка конфет, книга, небольшой сувенир, флакон духов и т.п. При этом обычными могут признаваться и подарки, соответствующие нормам делового этикета, обычаям, традициям, характерным для данной местности.

Не признаются обычными подарками, например, случаи:

дарения акций;

дарения объектов недвижимости (в т.ч. жилых и нежилых помещений);

уступки товарного знака.

 

Подарок или взятка?

 

До настоящего времени многие эксперты в области права придерживаются мнения, что законодательство категорически запрещает государственным и муниципальным служащим получать в связи с исполнением ими должностных обязанностей подарки от физических и юридических лиц.

Вместе с тем соответствующий запрет, предусмотренный Законом № 273-ФЗ, может быть истолкован двояко. На основании подпункта 7 пункта 3 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ запрещено получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.

Данное положение может быть воспринято и как абсолютный запрет на получение в связи с выполнением служебных или должностных обязанностей каких-либо подарков от физических и юридических лиц, и как запрет на получение таких подарков в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом в пользу именно второй версии толкования говорит частичное воспроизведение в последующем тексте данной нормы ограничений, предусмотренных в статье 575 ГК РФ.

На этом основании можно сделать вывод, что подпункт 7 пункта 3 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ предусматривает запрет на получение не предусмотренных законодательством подарков от физических и юридических лиц, подаренных в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей соответствующего лица. Соответственно, действие данного запрета не распространяется на подарки, соответствующие критериям, установленным в статье 575 ГК РФ.

Кроме того, круг субъектов, на которых распространяется действие установленного Законом № 273-ФЗ  запрета, уже, чем предусмотренный в статье 575 ГК РФ.

Предусмотренный Законом № 273-ФЗ запрет касается только лиц, замещающих:

государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное;

государственные должности субъектов Российской Федерации;

муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

В отношении гражданских служащих запрет на получение ими подарков установлен также в подпункте 6 пункта 1 статьи 17 Закона № 79-ФЗ. При этом, в отличие от положений Закона № 273-ФЗ, соответствующая формулировка данного Закона № 79-ФЗ звучит гораздо четче: в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: «получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения)».

Каких-либо исключений из этого правила данная норма не предусматривает, что дает основания считать установленный ею запрет абсолютным. Однако уже в следующем предложении цитируемого подпункта говорится о последствиях получения государственным служащим подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и с другими официальными мероприятиями. В этой части Закон № 79-ФЗ предусматривает необходимость соблюдения процедуры, аналогичной предусмотренной статье 575 ГК РФ, что позволяет не согласиться с мнением, что тем самым для этих лиц запрет распространяется и на любые обычные подарки, и предположить необходимость гармонизированного применения в отношении государственных служащих как норм Закона № 79-ФЗ, так и норм статьи 575 ГК РФ. Если же предположить наличие правовой коллизии между нормами статьи 575 ГК РФ и Закона № 79-ФЗ, то на основании второго абзаца  пункта 2 статьи 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. По этой причине в отношении государственных служащих соответствующий запрет Закона № 79-ФЗ должен соблюдаться в той части, в которой он не противоречит нормам ГК РФ.

Вместе с тем следует помнить, что часть 1 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за получение взятки, не разъясняя ее минимальный размер.

Преступлением признается получение должностным лицом, лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Такое преступление наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

Также данной статьей предусмотрены более серьезные меры ответственности в случае получения взятки:

в значительном размере (часть 2);

за незаконные действия (бездействие) (часть 3);

лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (часть 4);

группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (подпункт «а» 2 часть 5);

с вымогательством взятки (пункт «б» часть 5);

в крупном размере (пункт «в» часть 5);

в особо крупном размере (часть 6).

Критерий значительности суммы взятки, позволяющий квалифицировать действия по части 2 статьи 290 УК РФ, установлен на уровне 25 тысяч рублей.

Таким образом, незначительный размер взятки по действующему законодательству не исключает ответственности за взяточничество.

В данном случае не подлежит применению и норма части 2 статьи 14 УК РФ, допускающая возможность не расценивать как преступление действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Считается, что норма статьи 14 является общей, а статья, устанавливающая ответственность за конкретное преступление, - специальной и при конкуренции общей и специальной норм применению подлежит именно специальная норма. При этом незначительный размер взятки не исключает ответственности за взяточничество.

Таким образом, не представляется возможным согласиться с мнением, что предусмотренная статьей 575 ГК РФ стоимость подарка является границей, которая отделяет подарок от взятки.

Стоимость подарка не является составообразующим элементом объективной стороны состава статьи 290 УК РФ, т.е. для квалификации взяточничества значения не имеет, и ссылка на статью 575 ГК РФ при квалификации взяточничества несостоятельна.

Законодательство не дает оснований считать, что только в случае, если подарок стоит свыше размера, установленного статьей 575 ГК РФ, то наступает уголовная ответственность, а если его стоимость не превышает предела, установленного статьей 575 ГК РФ, то могут наступить иные (не уголовные) виды ответственности, к примеру дисциплинарная ответственность.

Различие между подарком и взяткой состоит не в стоимости передаваемого имущества, а в мотивах и целях совершения таких действий.

Взятка, независимо от ее размера, не является ни обычным подарком, ни подарком вообще.

При оценке соответствующих деяний следует исходить из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды (в т.ч. получением подарков стоимостью меньше 3000 руб.) и совершением определенных действий в пользу дарителя или взяткодателя.

При отсутствии обусловленности получаемого должностным лицом вознаграждения сумма, указанная в ст. 575 ГК РФ, - это граница между подарком и недействительной сделкой, одновременно выступающей дисциплинарным проступком, а не получением взятки.

Принятие должностным лицом подарка на сумму, превышающую установленную законом, является гражданско-правовым деликтом, но только в том случае, если подарок принимается безвозмездно, т.е. без оказания каких-либо ответных услуг или иного ответного вознаграждения. Принятие же подарка, в т.ч. стоимостью меньше 3 тыс. руб., за совершение каких-либо законных или незаконных действий, которые лицо может совершить в силу своего должностного положения, будет являться коррупционным преступлением.

Передача должностным лицам любых подарков, даже незначительной стоимости, должна расцениваться как взятка в случаях, если:

такой подарок вымогается должностным лицом под угрозой совершения действия (бездействия), влекущего нарушение законных интересов взяткодателя, или путем умышленного поставления последнего в такие условия, когда он вынужден вручить "подарок" для обеспечения своих правоохраняемых интересов;

если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в т.ч. и правомерное, служебное поведение должностного лица или если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия.

В связи с этим нельзя согласиться с мнением, что статья 575 ГК РФ потворствует фактической легализации гражданским законодательством взяточничества и, допуская дарение должностным лицам в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб., тем самым фактически признает допустимость завуалированной формы дачи взятки и создает «законные» условия для ухода этих лиц от уголовной ответственности за получение таких взяток.

Соответственно, для квалификации содеянного не имеют принципиального значения возможные показания должностного лица, уличенного в получении взятки, что его сознанием охватывалось получение подарка лишь на сумму, не превышающую установленной статьей 575 ГК РФ.

Договор дарения не предусматривает какого-либо встречного исполнения со стороны одаряемого. Подарок не может передаваться за осуществляемые лицом полномочия, он не может быть сопряжен с исполнением каких-либо обязанностей, в т.ч. служебного характера.

Как уже указывалось выше, необоснованное получение имущественных ценностей признается взяткой и в том случае, если такое имущество передавалось в целях побуждения должностного лица к совершению законных действий, входящих в его служебные обязанности. Если под видом подарка осуществляется оплата действия в интересах дарителя, сделка дарения считается ничтожной, а подарок можно признать взяткой. Подарки же обычно приурочены к наступлению определенного праздничного или памятного события, а не к действиям конкретного лица 

 

Порядок сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – автономный округ) соответствующее Положение утверждено постановлением Губернатора автономного округа от 18.02.2014 № 15.

В Департаменте информационных технологий автономного округа – Югры (далее – Департамент) вышеуказанный порядок утвержден приказом Департамента от 3 октября 2014 года «Об утверждении Порядка приема подарков, полученных лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в Департаменте информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано т с их должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации (выкупа).

Так, в соответствии с указанными документами, под подарком, полученным в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями" понимается - подарок, полученный от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды);

«получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей» - получение лицом, замещающим государственную должность, гражданским служащим, работником лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностным регламентом (должностной инструкцией), а также в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, определяющими особенности правового положения и специфику профессиональной служебной и трудовой деятельности указанных лиц.

Государственные гражданские служащие Департамента обязаны уведомлять Департамент обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.

Уведомление (по установленной форме) о получении подарка представляется не позднее 3 рабочих дней со дня получения подарка в комиссию по поступлению и выбытию активов Департамента, утвержденную приказом Департамента от 24 июля 2013 года № 115 «О создании в Департаменте информационных технологий Ханты-мансийского автономного округа – Югры комиссии по инвентаризации, поступлению и выбытию активов».

К уведомлению прилагаются документы (при их наличии), подтверждающие стоимость подарка (кассовый чек, товарный чек, иной документ об оплате (приобретении) подарка).

В случае если подарок получен во время служебной командировки, уведомление представляется не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения лица, получившего подарок, из служебной командировки.

При невозможности подачи уведомления в сроки, установленные порядком, по причине, не зависящей от государственного гражданского служащего, оно представляется не позднее следующего дня после ее устранения.

Уведомление составляется в 2 экземплярах, один из которых возвращается государственному гражданскому служащему, представившему уведомление, с отметкой о регистрации, другой экземпляр направляется в комиссию по инвентаризации, поступлению и выбытию активов Департамента.

Подарок, стоимость которого подтверждается документами и превышает 3 тысячи рублей либо стоимость которого получившим его гражданскому служащему неизвестна, сдается материально-ответственному лицу Департамента, определенному приказом Департамента от 23 сентября 2013 года № 151, которое принимает его на хранение по акту приема-передачи не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале регистрации. Ответственным за ведение и хранение указанного журнала в Департаменте является начальник административного управления О.С.Тарасенко.

Подарок, полученный лицом, замещающим государственную должность, независимо от его стоимости, подлежит передаче на хранение в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего Положения.

До передачи подарка по акту приема-передачи ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за утрату или повреждение подарка несет государственный гражданский служащий, получивший подарок.